Культура офисной работы на Западе уже давно перевалила тот порог, который по сути до автоматизма регулирует субординацию между начальником и подчиненными. У нас же (на постсоветском пространстве) есть несколько вариантов развития событий в коллективе — жесткое регламентирование и прописание правил корпоративной этики и так называемые варианты «исторически сложилось, ведь в организации все с самого начала». Оба варианта не плохи и не хороши. Оба имеют право быть.
Рассмотрим основные правила, как критиковать начальника, спорить с ним, чтобы тебя не уволили:
1. Правило корректности критики: использовать ситуацию контакта тет-а-тет, простроить ситуацию контакта так, чтобы ее упорядочивал начальник (например, у вас есть время, чтобы обсудить вопрос о вчерашнем событии).
При этом конкретно в поступках и организации общения не допускать посягательства на интимно-личностную сферу человека, избегать жесткого оценивания действий или персоны начальника, отрицательное воздействие на профессиональный статус и авторитет, формирование группового мнения против начальника.
2. Включение психологического механизма идентификации, найти сначала профессиональную или личностную сферу, в которой вы можете ему продемонстрировать, что “мы с тобой одной крови”.
3. Прибегнуть к проблеме, которой касается критика. В том числе объясните каковы критерии ваших действий и чего вы хотите добиться.
4. Непосредственный процесс передачи информации: обращая внимание на ошибки людей, лучше сделать это в косвенной форме; можно использовать критику-рикошет (критика поступков вымышленного или абстрактного лица); выдвигать свое мнение нужно в порядке обсуждения, не навязывая его; говорите о деле, не критикуйте самого человека; при возможности в том числе употребляйте самокритику как совместную ответственность за происходящее, умейте сохранять устойчивый эмоциональный фон.