Главная » Статьи » Как малому бизнесу выжить? Антикризисные советы бизнес-психолога

Как малому бизнесу выжить? Антикризисные советы бизнес-психолога

В интересное время живем. Полный бардак – в стране то ли война, то ли антитеррористическая операция, люди без профильного образования возглавляют министерства, вроде как всех и вся люстрируют, но все чаще мы видим всего-то не особо замаскированные рокировки. А еще налоговики как с катушек сорвались – то им уведомление о принятии в штат каждого сотрудника подавай, или отчитывайся о назначении и связи с хоз-деятельностью каждого купленного офисного телефона. Или вообще реквизиты через квартал можно менять, чтоб мы платили в никуда, а потом за то, что деньги им не дошли, еще штрафы.

Прямо и хочется, чтоб пришел к власти Балашов, всех разогнал и ввел свои 5 и 10% налогов.

Кстати, это был сарказм, и как человек с экономическим образованием всячески не рекомендую верить в реальность этой чудесной теории.

А во что же тогда верить? Что делать, куда бежать и за что хвататься, чтобы выжить малому бизнесу в Украине? Или закрыть глаза и тихонько подыхать? Моя личная статистика показывает, что не надо.

Не дай бог вашему бизнесу жить в эпоху перемен

Так говорят приспособленцы, мажоры и дармоеды, привыкшие сидеть тихонечко на прикормленном месте и получать свою стабильную зп. Но мы ведь не такие! Мы – предприниматели. Люди, которые организовывают других людей с целью получения прибыли.

Давайте от этого и будем отталкиваться.

Малый бизнес в кризис должен быть эластичным

Опыт клиентов нашего центра показывает, что в это сложное время первое, о чем стоит поразмыслить – не сменить ли сферу деятельности? Даже из работы того же центра, на ежемесячных открытых семинарах мы увидели, что значительно увеличился по сравнению с 2012 годом запрос в Киеве на тренинги по продажам ссылка и недорогие еженедельные психологические группы. А мы, как и раньше делали упор на личностный рост, мотивацию итд.

Надо срочно менять! Убирать старые и вводить новые услуги.

Боритесь с раздутым штатом на малом предприятии

Когда вы удостоверились, что занимаетесь тем, что актуально, стоит осмотреться, не тратите ли вы лишних денег на оплату заработной платы всяким помощникам помощников, секретарям, администраторам. В любом бизнесе есть профессии, которые приносят деньги, и которые их съедают. Выгодные и не выгодные.

Обычно легко разобраться следующим образом – если профит менеджера по продажам можно посчитать в цифрах, то целесообразность помощника вроде и есть, но вроде ее и нет (также замечена тенденция увольнять помощников в пользу аутсорсинга рутинных задач, благо сервисов такого рода десятки).

Самое важное правило в кризис — руководитель не должен унывать

И не позволять этого делать партнерам, сотрудникам, коллегам. Вы как предприниматель на малом рынке должны быть лидером своего хоть и маленького, но уже бизнеса. Транслируйте свою силу – хорошо одевайтесь, не отказывайтесь от любимых духов (даже если они сильно подорожали), постоянно что-то пробуйте.

И самое главное — прислушивайтесь к советам на разного рода сайтах (как на нашем, к примеру) лишь отчасти. Придумывайте свои методы выхода из кризиса, удивляйте — партнеров, клиентов, друзей и врагов!

Ну и не побрезгуйте провести тренинг командообразования — сейчас это очень актуально.

(с) Владислав Важинский, бизнес-психолог, коуч, руководитель центра «Фабрика Результатов»

Больше полезных материалов в рассылке - статьи по продажам, личной эффективности руководителя, обзоры новых бизнес-книг. Подписывайтесь на обновления сайта бесплатно: