Головна » Статті » Как вести себя руководителю в конфликтной ситуации

Как вести себя руководителю в конфликтной ситуации

Приветствую, коллеги! Сегодня решил написать о том, как вести себя руководителю в конфликтной ситуации. Тема актуальная, ведь среди тех, кто обращается за консультацией к бизнес-психологу, большинство даже опытных управленцев все равно не имеют универсального алгоритма поведения в конфликтах. В индивидуальном коучинге того больше — это постоянный «фоновый» запрос.

Итак, прочитав эту статью, вы разберетесь, почему эта тема всплывает так часто, посмотрите на разного рода конфликты со стороны. Я приведу примеры, исходя из которых вы сделаете выводы и выработаете свои личные модели поведения.как вести себя руководителю в конфликтной ситуации

Конфликты в организации

Самое первое, что нам необходимо сделать — понять, о каких именно конфликтах идет речь. Вот ссылка на Википедию>>> Из опыта же консультирования в среднем и корпоративном бизнесе могу выделить 3 интересующие нас направления:

  1. Конфликты среди подчиненных конкретного руководителя
  2. Конфликты руководителя с подчиненными
  3. Конфликт руководителя с собственником или другими руководителями (сюда же между сотрудниками разных подразделений)

Как отдельная тема — влияние нерабочих (домашних) конфликтов на производительность труда. Ее мы затронем в другой статье, ибо тремя тысячами знаков не обойтись.

Проанализировав, что на эту тему пишут в интернете, я немного расстроен, так как все пытаются подсунуть тот или иной универсальный алгоритм — сначала разберитесь в сути, выявите оппозиционера, проведите воспитательную беседу итд. Это пример мышления стереотипного, которое работает разве что в идеальных условиях, описанных на страницах старых учебников по менеджменту. Ваша задача — найти свое уникальное решение, максимально подходящее под специфику отношений в компании.

Давайте разберем варианты по отдельности.

Как руководителю разрешить конфликт между подчиненными

  • самое первое — оглянитесь. О какой компании идет речь? Ведь конфликты в среде «белых воротничков» отличаются от ситуаций в среднем бизнесе. В первом случае мы имеем дело с винтиком большого механизма, который можно отремонтировать, перенести в другой узел или вовсе заменить. Во втором — все намного сложнее, так как зачастую система «несистемна», каждый такой винтик выточен специально для этого места.
  • далее нужно вникнуть в суть конфликта, но не как начальник, а как серый кардинал. Узнайте, в чем речь, поразмыслите, чью сторону вне работы вы бы приняли.
  • допустите возможность, что вы не вмешались — к чему это может привести? Запомните, лучший конфликт тот, что сотрудники уладили сами. То есть групповая динамика прошла полный цикл и все стало на свои места. Ситуация сродни той, когда мы сильно ссоримся с каким-то поставщиком, после чего начинаем сильно дружить.

Эти пункты — самый ответственный вариант рекомендаций с моей стороны (не зная ситуации нельзя рекомендовать то или иное решение). А для вас информация к размышлению, как уладить конфликты в коллективе.

Конфликт руководителя с подчиненными

Здесь работает правило живого человека — у вас обоих есть руки и ноги, и голова, чтобы говорить. Кто-то, кто к этому больше готов, идет к другому и начинаете говорить.

Замечу, что этот путь сложный, в корпоративе привлекают модератора-психолога или коуча, который отдельно выясняет позиции сторон, и далее помогает прийти к общему знаменателю. Если говорить о малом и среднем бизнесе, лучше сие мероприятие проводить на нейтральной территории. Это позволит вести разговор на равных, где-то выругаться или повысить голос (иногда так проще донести меседж до собеседника).

Разрешение конфликтов руководителей

Ситуация самая простая, хотя и ставки в ней самые высокие. Чаще всего возникает в процессе отстаивания интересов отдела или собственных на распределение полномочий или ресурсов. Руководители отдела продаж не понимают менеджеров логистики, логисты не учитывают реальных возможностей закупщиков и так далее.

Чаще всего в СНГ пытаются решить подобного рода проблемы с помощью круглого стола — совещания, стратегические встречи. Это работает, хотя в последние полтора года (как раз с началом пост-майдановских кризисов) я заметил, что решение приходит быстрее и оно эффективнее, когда совещание собирает и ведет непосредственно собственник или генеральный директор. Дело в том, что наемные сотрудники, даже менеджмент, это скорее администраторы. Владелец же — предприниматель, и у него другой подход к решениям и рискам. Напомнило книгу И.Адизеса о PAEI-стилях управления.

Спешу обратить внимание, что на деле все не так просто. Обычно всплывают моменты, о которых сразу и не подумал бы. Я старался дать общее направление и заставить проанализировать характер именно вашего конфликта. Решение должно быть уникальным — тогда вы затратите мало времени и положительно разрешите любую ситуацию.

Начните с выполнения простого упражнения:

  1. Возьмите чистый лист бумаги (не эксель)
  2. Выпишите имена участников конфликта
  3. Выпишите причины, почему вам надо скорее разрешить конфликт (на обратной стороне листа)
  4. Определите, к какому типу из перечисленных мною в данной статье относится конфликт.

Это первый шаг, который для вашего мозга по факту означает «я занимаюсь этой ситуацией — надо сгенерировать решение». Он будет настроен подсознательно замечать варианты — как когда вы выбрали марку и цвет авто, который хотите и замечаете такие машины повсюду, как если бы их стало больше.

Желаю вам, чтобы конфликтов было больше (это признак живой организации), а решение их занимало считанные минуты! Подписывайтесь на обновления сайта — свежие статьи, видео, обзоры бизнес-книг>>>

При необходимости обращайтесь ко мне за консультацией бизнес-психолога>>> или приходите в коучинг>>>

(с) Владислав Важинский, бизнес-психолог, коуч, руководитель центра «Фабрика Результатов»