Главная » Блог » Сплотить коллектив в условиях кризиса (интервью для журнала «Директор типографии»)

Сплотить коллектив в условиях кризиса (интервью для журнала «Директор типографии»)

В конце сентября с нами связался корреспондент всеукраинского журнала «Директор типографии» с просьбой дать экспертные комментарии по теме командообразования и сплочения коллектива в условиях политического и экономического кризисов. Тема очень актуальна для игроков и других отечественных рынков. На вопросы отвечает Владислав Важинский, психолог, коуч, руководитель нашего коучинг-центра.

Расскажите о методах сплочения коллектива, какие из них самые эффективные (основываясь на собственном опыте)

Если рассматривать сугубо украинскую действительность, большинство руководителей и HR-менеджеров под словосочетанием «сплотить коллектив» понимают 2 следующие вещи:

  • Тренинг по тимбилдингу. Это выездное мероприятие, тщательно спланированное таким образом, что ситуации (игры/упражнения/задания) требуют включения и тесного взаимодействия максимального количества присутствующих для состязания с другими отделами (командами). По сути, тренировка работы в команде.
  • Проведение корпоративных праздников, на которых все не очень знакомые могут перезнакомиться, все, кто не ели за одним столом – поесть и после нескольких бокалов шампанского спеть вместе в караоке.

Классическая западная модель тимбилдинга (которая и лежит в основе выше перечисленного) изначально была немного о другом. Постсоветские рынки и методы организации бизнеса очень сильно ее исказили, и задачи подобных мероприятий претерпели кардинальных изменений.

Во время выполнения конкурсных заданий люди должны выйти за рамки должностных инструкций и начать открываться такими, как они есть вне офиса или производства, выпустить наружу эмоции. Тогда на рабочее место вернется уже не энное количество верстальщиков и упаковщиков, а живущий своей жизнью коллектив – люди, которые знают о недостатках и жизненных ситуациях друг друга, и которые готовы приспосабливаться к ним, в нужное время прикрыть и потом взамен получить помощь для себя, да еще чтобы при этом работа выполнялась и начальство было довольно.

Говорить о какой либо альтернативе не имеет смысла, до тех пор, пока трансформируются рынки и правила игры на них. В рамках работы моего коучинг-центра часто приходится иметь дело с запросами клиентов на повышение эффективности персонала и командообразования. Основной вывод опять же заключается в том, что большинству подходит так или иначе измененный формат тренинга по тимбилдингу. Малая часть (обычно ориентированные на внешние европейские рынки предприятия) готова к внедрению инструментов коучинга. Если в двух словах, это повышение эффективности за счет выявления жизненных стратегий сотрудников, их личной мотивации.

Как правильно подобрать хорошего специалиста и правильную программу?

Я бы советовал изначально отказаться от подобных формулировок. Программа должна быть разработана под ваши конкретные задачи. Это как покупка пиджака – рыночный вариант подходит лишь нескольким процентам (люди с идеальным телосложением), остальные либо будут не очень презентабельно выглядеть, либо придется идти в ателье подгонять под себя. Хороший специалист и хорошая программа в сплочении коллектива – это кто не предлагает стандартных решений, а готов начать с малого, чтобы постепенно понять вашу специфику и гарантировать измеримый результат.

Как бы Вы обычным языком (без терминологии) объяснили, зачем это нужно руководству и персоналу? Возможно, приведете какие-то цифры до и после?

Руководителю это нужно в том случае, если он принял решение развиваться и развивать свое дело. Когда собственник или руководитель видит перспективу, подобные мероприятия часто позволяют генерировать новые идеи, которые могут сделать прорыв в истории предприятия. Хотя обычно здесь говорят о том, что эффективные команды тратят меньше бюджетов и делают больше продаж, я заостряю внимание именно на теме идей и развития.

Что касается профита для персонала, тут снова упираемся в нашу украинскую ментальность. Для наемного сотрудника важно быть уверенным в завтрашнем дне. И когда на передний план выходит, что руководитель и коллеги интересуются его жизнью, готовы прийти на помощь – это больше про уверенность, чем зарплата на тысячу гривен больше в незнакомом коллективе. Практически 100% предприятий, с ключевыми лицами которых я работал как коуч, не сокращали штат сотрудников. Люди намного спокойнее воспринимали отпуски за свой счет и необходимость работать каждый день на 2 часа больше.

Почему (по Вашему мнению) мало украинских компаний уделяют данному вопросу должное внимание?

Потому что покупали тренинги, которые не дали измеримого результата (это следствие неконтролируемости рынка в нашей стране). Потому что старая совковая закалка руководителей большинства производственных предприятий. Потому что «и так нормально работают». Большая часть моих клиентов в индивидуальном коучинге, если говорить о первых лицах компаний – мужчины 30-35 лет, которые проходили обучение и имели опыт работы вне Украины. Такие как раз уделяют внимание. Выводы делайте сами.

Как часто должны проводиться мероприятия по сплочению коллектива?

Самое главное, не планировать, что «надо» 2 раза в год или 4 раза в месяц. Самый эффективный вариант – отталкиваться от бюджета и уже на основе него разрабатывать решение. Можно в той же компании практиковать еженедельные тренинги, или раз в году провести качественный тренинг командообразования, который запомнится и благодаря которому люди будут идти за вами не смотря ни на что.

Советы руководителям, как сплотить коллектив предприятия в условиях экономического и политического кризиса в стране.

Кризис в японском языке изображается двумя иероглифами, Опасность и Возможность. Подумайте об этом. Не стоит сворачиваться, лучше найдите бюджетные или даже бесплатные решения, чтобы в этот период коллектив еще больше сплотился и стал командой.

Предлагаем заказать один из популярных тренингов для сплочения коллектива >>>
Его уже купили для хорошего антикризисного командообразования многие украинские компании.

(с)

Рекомендуем также прочитать статью о том, как защитить свою психику от стресса на фоне войны>>> Также посмотрите видео о том, как запустить бесплатную рекламу в виде контролируемого сарафанного радио>>>

Больше полезных материалов в рассылке - статьи по продажам, личной эффективности руководителя, обзоры новых бизнес-книг. Подписывайтесь на обновления сайта бесплатно: